?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В этом году одному из древнейших городов России – Смоленску исполняется 1150 лет. Тем не менее, до сих пор остается загадкой его происхождение, первоначальное местонахождение, исторический слой общества.
Сегодня мы беседуем с Валуевым Демьяном Валерьевичем- кандидатом исторических наук, доцентом, преподавателем Смоленского государственного университета.

В 2013году исполняется 1150 лет со дня первого упоминания Смоленска в летописи. Но до сих пор идут споры о достоверности этой даты. Как Вы думаете, правильно считать её годом основания города?

О первом упоминании Смоленска мы можем говорить только на основании древнего известия Летописного Устюжского свода. Этот источник более позднего стиля, эпохи развитого летописания. Нигде больше в летописных источниках этой даты нет, поэтому она крайне условна.
Если говорить о происхождении Смоленска, то это, действительно, очень темная история, как впрочем, у большинства русских городов и если опираться на летописные источники, то ясности большой они нам не принесут, из чего мы должны исходить, что Смоленск упоминается  в числе древнейших городов Руси. Причем не только в наших летописях, (конечно, есть у нас основа - «Повесть временных лет»), но и в знаменитом сочинении Константина Багрянородного, императора Византии, в котором упоминается город Мелиниски, находившийся на Днепре. Был ли это Смоленск, с точностью на все 100% отвечать нельзя, хотя по созвучию и по местонахождению можно предполагать, что это и был Смоленск.

Как все это связано с проблемой первоначального местонахождения Смоленска?

Это долгий спор, который ведется на протяжении не одного столетия, он связан с тем, что на территории Смоленска, несмотря на крупные археологические раскопки, культурных слоев раньше 11 века не зафиксировано. Зато мы видим, что в 12  км  от Смоленска активно  развивается поселение, которое  нельзя назвать городским, но есть такой термин, как «протогородское», или термин Петербургской школы ─ «открытое торговое ремесленно–городское поселение». Аналоги такого поселения находятся в Прибалтике и Скандинавии, и, судя по всему, поселение, которое носило наименование Смоленска,  в 9-10 веке находилось именно в Гнездове. Об этом говорит и площадь поселения.
В Гнездове около 5 тысяч курганных насыпей. Если даже брать по самому скромному разряду и исходить  из расчета по 2 захоронения на каждый курган, то получается 10 000 погребенных в одном месте примерно за два века существования этого поселения.
Это показывает, что постоянного населения, которое находилось на месте, было немного. Скорее всего, это был обслуживающий персонал князя: стражники, воины, сборщики дани.  Поселение устойчивое, постоянно функционирующее находилось на этом месте  и было довольно крупным. Судя по всему, именно это поселение и положило начло Смоленску.
Мы знаем, что Владимир Мономах в 1101 году, если верить летописным источникам строит в Смоленске древний Успенский собор. (Мономахов собор). Одна из причин переноса Смоленска связана с тем, что какие-то направления торговых путей отмирали, переставали функционировать, а другие начинали использоваться более активно, тем более что современный Смоленск находится недалеко от реки Сож. Сож впадает в Днепр на территории бывшего Перяславльского княжества.
Возможно, что перенос Смоленска связан с развитием поселения, которое находилось здесь, чтобы контролировать не только верховье Днепра, но и верховье Сожа. Что же касается празднования юбилеев, я считаю, что мы должны помнить об условности этих дат, но само празднование прививает исторический интерес. Вспомним хотя бы, как в 19-м веке был отпразднован юбилей 1000-летия Руси. Дата весьма условна, но если посмотреть на конкретные результаты, то это появление ряда исторических работ и материальное воплощение  ─ великолепный памятник М.О. Микешина.

Связано ли перенесение Смоленска из Гнездова с принятием христианства?

Мы почти не знаем, как крестилась смоленская земля, у нас нет ясных летописных сведений. Есть какие-то предания, известия, которые находились в более поздних списках. Была история, когда нашли один список в публичной библиотеке Санкт-Петербурга, еще до революции, который потерялся. В общем, история эта довольно темная.
Но! Начнем с того, что крещение смолян если Смоленск ─ это Гнездово на то время ─ это место могло считаться уже святым. И потом, среди тех, кто похоронен в курганах, было немало и христиан. Об этом свидетельствует, во-первых, то, что довольно много, до трети, курганов содержат не трупосожжения. а трупоположения, потому что трупоположения больше характерны именно для христиан. В некоторых курганах находят нательные крестики, кусочки воска, что говорит о возможном использовании свечей в погребальном обряде, а это тоже более характерно для христианства.
И еще: курганные погребения были распространены в языческие времена, однако, погребения сохраняются и после, но происходит мирная эволюция. Постепенно отмирают языческие обряды.
Об этом говорят следующие признаки: во-первых,– трупоположения; во-вторых, могилы становятся индивидуальными, в-третьих,  насыпи у захоронений уменьшаются. Это условие в Гнездово можно проследить: инвентарь становится более бедным; согласно христианским воззрениям покойнику богатый инвентарь на том свете не нужен. Проявляется  это и в некой погребальной обрядности, в том отношении, что если в 11 веке в кургане, в верхней его части, оставляли горшок с пищей, впоследствии стали оставлять не целый горшок, а донце сосуда, т.е. осколки, которые не жалко было поставить в могилу.
В Гнездове пока не найдено остатков христианских храмов, но не найдено и остатков языческих святилищ, то есть мы можем говорить только о курганах. И повлияло ли наличие языческого святилища в Гнездове на перенос Смоленска, говорить сложно. Однако если учитывать эволюционный характер распространения христианства, то это был не одномоментный шаг. Вероятно, он не стал решающим фактором.

Важным явлением в древней истории Смоленска являются монастыри. Подвиг святых подвижников Авраамия Смоленского, Герасима Болдинского, Аркадия Вяземского лег в основу культурного развития смолян. Монастыри были центрами культуры и письменности. Расскажите о древнейших монастырях Смоленска.

Смоленские монастыри – это очень интересная страница истории, очень богатая. Первым монастырем Смоленска был, несомненно, Борисоглебский.
Связано это было с почитанием места убиения святого мученика Глеба ─ одного из первых русских святых, в тот момент когда мощи князя Глеба были перенесены в Вышгород под Киев.
Как известно, место мученичества и первоначального погребения пользовалось очень большим почитанием во всем христианском мире,  Смоленск наверняка ходило множество паломников из разных земель.
Здесь конечно, возник монастырь и развивался довольно активно при поддержке светской власти. Об этом мы знаем, что князья жертвовали монастырю земли, богатые вклады. Расцвет Борисоглебского монастыря на Смядыни как и  расцвет смоленского княжества, – это XII-XIII века. Именно в XII-XIII веках в Борисоглебском монастыре было построено 2 каменных храма, на его территории находились мастерские по переписыванию книг, а также иконописные и ремесленные мастерские. Кроме того Смядынь оставалась бухтой, портом древнего Смоленска, и вполне возможно, что там были и торговые склады.
Князь Давид Ростиславович, который  много сделал для средневекового Смоленска, особо выделял Борисоглебский монастырь, и говорил, что хочет сделать его вторым Вышгородом. С этим связан тот факт, что сюда были перенесены (согласно летописным известиям) ветхие гробы святых братьев Бориса  и Глеба. И существует до сих пор дискуссия: что это было. Были ли это гробы или это было перенесение мощей? Скорей всего, конечно, это были гробы, но не мощи. И Киев бы не отдал из Вышгорода эти святыни. Но существовала традиция, когда меняли раку над мощами, то старую раку забирали и использовали те же князья. Например, Ярослав Мудрый погребен, судя по всему, в раке, в которой находились мощи преп. Климента, почитаемого святого Киевской Руси. Видимо такое было и здесь. То есть князь Ростислав перенес гробы и надгробия, которые уже сами по себе являются святынями, вероятно рассчитывая, что он будет погребен  под одним из них.
В XIX веке, когда проводились раскопки Борисоглебского монастыря, одно из надгробий было найдено. И его почитали как надгробие Давида Ростиславича, оно стояло в храме Михаила Архангела, но впоследствии было перенесено в исторический музей, где, по нерадивости директора было расколото и в настоящее время находится в плачевном  состоянии в  историческом музее г. Смоленска на улице Ленина
Давид Ростилавич повелел отнести себя в монастырь, где принял монашество, умер и был погребен. Судя по раскопкам, которые проводились  в начале 20 века под руководством Ивана Ивановича Орловского, были найдены погребения, причем погребения людей знатных, на что намекала богатая одежда и остатки инвентаря. Возможно, это были княжеские погребения.

Что бы Вы можете  рассказать о раскопках,  проводившихся в  Троицком  Авраамиевском монастырях?

Остатки  Троицкого монастыря и древнего храма, расположенного на Кловке находятся и до сей поры в относительно неплохом состоянии. Развалины этого монастыря раскапывала знаменитая экспедиция под руководством П.А. Раппопорта (об этом написана известная монография Н.Н. Воронина и  П.А. Раппопрта «Зодчество древнего Смоленска»).
Когда участники экспедиции увидели, что собор монастыря XII века сохранился в сравнительно неплохом состоянии, в нижней своей части, (причем в некоторых местах кладка доходила до метра и даже выше), они приняли решение, что будет раскопана только половина храма, для воссоздания его внешнего облика. Предполагалось, что в дальнейшем храм накроют неким павильоном, и там будет находиться археологический музей.
Но раскопки в 70-х годах XX века не были доведены до конца. Следующие раскопки, которыми занимался Государственный Эрмитаж были в 90-х гг. В 1997 году там работала экспедиция Государственного Эрмитажа, и это было связано с тем, что там не было никаких памятных знаков, если на Смядыни стоит знак на месте убийства Глеба, то там нет вообще ничего, и местное население развалины монастырских построек растаскивать на щебенку. Там были проведены охранные раскопки, были открыты остатки огромного монастырского здания, найден камень с надписью XII века о том, что землю покупает княжеский тиун. Этот камень сейчас находится при входе в исторический музей на Ленина.
Начало XVI века связано со вторым подъемом монастыря, весьма коротким. Он продолжался век с небольшим до периода войн с Польшей. В XVII веке в этом монастыре находился лагерь армии Шеина. В 1630-х годах, когда  Смоленск пытались возвратить обратно, русское войско вынуждено было взорвать остатки монастыря, чтобы не отдать его врагу.
Подъем монастыря наблюдается в XVI веке, в тот период, когда в монастыре ведется строительство, причем строятся здания действительно довольно больших размеров. Троицкий монастырь, как я предполагаю, непосредственно связан с деятельностью прп. Герасима Болдинского в Смоленской земле.
Герасим Болдинский  продолжает традицию Сергия Радонежского, то есть это связано с проповедью о Святой Троице.  Как мы знаем, в житии не сказано, что Герасим Болдинский был в Смоленске, но памятуя о том, что Смоленск вышел из под власти Литвы в 1514 году и была большая потребность в православном просвещении этих земель, можно предполагать, что либо Герасим, либо кто-то из его учеников был в Смоленске и основал этот монастырь. Тем более нам известно, что Герасим основал монастырь в современных Свирковых Луках под Ярцевом, а это значит, что скорее всего он передвигался вниз по Днепру, и логично предположить, что он был и в Смоленске.
Дальнейшие раскопки могли бы это все прояснить хотя бы отчасти, но дело в том, что экспедиция работала в 1997 году, а в 1998 году грянул дефолт, и после этого работы не возобновлялись.
Когда вновь зашел разговор о необходимости создания музея на этом месте то участники экспедиции оговаривали так: если будет принято решение об организации музея под открытым небом то камень с надписью княжеского тиуна будет установлен в том музее,  как ранее он был вделан в стену при строительстве новой постройки. Но прошло десять лет и  ничего не делается.

И еще одно, место, на которое надо обратить внимание это так называемый храм на протоке, на окраине Смоленска. Это восточная окраина рядом с Шейновкой. Это огромный грандиозный храм. Там находится огромный храм, который построен в Смоленске. И по крайней мере из того, что найдено этот храм вполне логично можно связать с деятельностью Авраамия Смоленского, то есть мы знаем по житию, что в конце жизни Авраамий стал игуменом монастыря причем монастыря, который основал смоленский епископ Игнатий, впоследствии ушел и окончивший свои дни этом монастыре. Раскопки монастыря дали очень интересный материал: захоронения священнослужителей высшего церковного ранга, фрески (в Эрмитаже существует целый зал фресковой живописи Смоленска). Вначале тоже предполагалось как то отметить место этого монастыря. Там сейчас два дома- двухэтажных дома и вся территория перекопана: копают погреба и куски плинфы выступают наружу, часть галереи этого храма просто рухнула  внутрь, и эту стену не поднимали, т.е. там могут быть фрески – ценнейший материал.

Если говорить об истории монастырей Смоленска то мы почти ничего незнаем о их  жизни в литовский период. Семнадцатый век лишь частично изучен, Было бы весьма актуально провести раскопки на территории современных монастырей Смоленска, которые дошли до нас в основном от 18-19 века.
Авраамиевский монастырь, если судить по развалинам на Протоке,  находился за чертой города, то есть имел место перенос монастыря на территорию города. Святыни монастыря также задают много вопросов. До сих пор неизвестно, где находятся мощи Авраамия? Существовало предание, что они были утеряны. До революции  в Преображенском соборе монастыря была памятная рака, где якобы когда-то находились мощи Авраамия Смоленского. Здесь уже надо изучать свидетельства, архивные документы. Обнадеживает тот факт, что монастыри возвращены Смоленской епархии, и она будет заинтересована в  изучении истории этих монастырей. В этом месте возможны новые способы взаимодействия с властями, и в том числе с  органами, охраняющими культурное наследие

Возможно ли в Смоленске создание регионального центра по изучению древних археологических, этнографических и краеведческих памятников? Каковы перспективы появления такого центра на Смоленщине?

Действительно,  в Смоленске нет центра, который занимался бы археологическими и краеведческими исследованиями. Такие центры есть в ряде русских городов: в Пскове, Твери, Калуге, хотя Калуга ─ город гораздо более молодой, чем Смоленск. А у нас такого центра нет. Конечно проблема с финансированием: кто и как будет это делать? И здесь большой вопрос к администрации. Администрация области должна этим заниматься, кстати, по поводу финансирования. В чем одна из главных наших бед? К сожалению и мы наблюдаем это последнее время. У нас пренебрежительное отношение к своему историческому прошлому. Мы очень долго не обращали внимания на наше историческое наследие и если говорить прямо, относились к нему просто наплевательски. У нас нет хорошо разработанной системы патриотического воспитания и воспитания, основанного на любви к своей родине, любви к своим памятникам, на любви к своей истории, на любви к своему прошлому и у нас появляются богатые люди, которым ничего не стоит в обход законов построить дом в историческом центре, снести старое какое-то старое здание, потому что оно им мешает. Им надо жить здесь и сейчас, поэтому сносят дома, которым по 100 лет  и более, А в каком состоянии находится крепостная стена! Это позор и боль сердечная. В жалком состоянии находится дом семьи Тухачевских в Малорославльском переулке. Таких примеров можно приводить очень много. Никто за этим не следит. Никто этим не занимается. Как определяется развитость общества? Когда тот же состоятельный человек выделяет средства на историю, поддерживает, финансирует изыскания, а у нас сейчас даже не пресекается «черная археология». И еще одна проблема: у нас нет хороших археологических кадров и кадров вообще, которые занимались краеведческими исследованиями. У нас был такой пробел в 90-е гг., мы не вырастили серьезных краеведческих кадров. А почему? Да потому, что люди сами порой не хотели. Потому что не просуществуешь на эти деньги,  на зарплату учителя. А в каком состоянии находятся наши архивы, наши музеи, и если брать наших археологов, то у нас есть Е.А.Шмидт уважаемый и достойный человек, но получается, что Шмидт один единственный на всю область. У нас есть, конечно, такие археологи как Ф.Э Модестов, В.В. Гараничев. Они работают много и плодотворно и делают большое дело. Чтобы тянуть такой воз проблем, усилиями двух людей это невозможно сделать. Нужна большая целенаправленная большая работа, хорошо финансируемая, и работа просветительская. В этом отношении нам нужно учиться у наших соседей белорусов

Как Вы думаете, что нужно сделать, чтобы привить историческую память молодому поколению?
Прежде всего, нам необходима национальная идея, и ее не нужно создавать заново. Её нужно просто найти и понять. Эта идея – в первую очередь память о нашем прошлом, не скрывающая темные страницы истории. Её прекрасно раскрыли в своих трудах русские религиозные философы.
Обязательно нужно заниматься воспитанием, воспитанием исторической памяти, воспитанием с самых ранних лет, потому что мне как педагогу приходится сталкиваться с равнодушием, с незнанием и наплевательским отношением к моему предмету ─ к отечественной истории.
Я оптимист и надеюсь, что все-таки у нас восторжествует к прошлому более бережное отношение, что особенно значимо для молодежи. Сейчас мне вспоминается беседа с известным археологом Г.С.Лебедевым в Санкт-Петербурге о национальном возрождении России. В качестве примера он мне рассказал об опыте прибалтийских стран, национальное возрождение которых начиналось с малого: молодежь организовывали на субботники по восстановлению памятников старины, рассказывали о литературе,  устраивали совместное исполнение народных песен, организовывали выезд в села, то есть осуществляли живое приобщение к национальной культуре. И нам у них есть чему поучиться, надо лишь разумно подойти к этой проблеме. Россия - многонациональная страна, и в ней найдется место  культуре каждой народности, проживающей на её необъятных просторах.

Беседовал Константин ЗАБЕЛИН

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
krasnovski
May. 9th, 2013 07:09 pm (UTC)
"Позор и боль сердечная" - очень верно сказано об отношении смолян к истории родного города.
konstant_zab
May. 9th, 2013 07:13 pm (UTC)
Игорь Альбертович! Очень бы хотел опубликовать у Вас это интервью.
krasnovski
May. 9th, 2013 07:17 pm (UTC)
Отлично, будем считать, что договорились! Я с Вами свяжусь после выходных.
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

konstant_zab
Константин Забелин - СТРАННИКЪ

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel